Профессионалитет

Разговор о важном

Поиск

Обратная связь

Незавиcимая оценка качества

План НОКО

 

Ваше мнение формирует официальный рейтинг организации:

 

Перевод

Телефоны горячей линии

Шаблоны для Joomla 3 здесь

Общее описание профессии

Овладев металлом, древние люди перестали быть примитивными племенами и создали цивилизацию. С той поры металл окружает нас повсюду – весь современный мир буквально сварен из него. А значит, умение работать с металлом – это искусство создания и преображения мира. Это работа, которая нужна везде, всем и всегда.

Сварщик – это виртуоз, от качества работы которого зависим все мы, ведь прочность, долговечность и устойчивость здания, в котором вы сейчас находитесь, читая эти строки, зависит от качества работы сварщика, создававшего его строительные конструкции. Где бы мы не были – в автомобиле или дома, на корабле или самолете, на мосту или в лифте – все это создавалось с помощью сварщиков. Им в любые времена не грозит безработица, и жаловаться на низкую зарплату сварщикам тоже не приходится. Еще только обучаясь этой профессии, можно зарабатывать очень достойные деньги. Сварщик – одна из самых стабильных и высокооплачиваемых профессий, востребованных в любом уголке мира. Это выбор тех, кто хочет твердо стоять на ногах и с уверенностью смотреть в будущее. Точнее не смотреть, а своими руками создавать его по собственному усмотрению.

Историческая справка

 Сварщик — профессия ответственная, почти виртуозная, от качества работы которой зависит многое — долговечность и устойчивость строительных конструкций, работа и срок службы различной техники. У профессии сварщика солидные исторические корни. Ковка и сварка металла – древнее ремесло. Более 2,5 тысяч лет назад люди уже плавили и соединяли металлы. Прообразом сварщика был кузнец. Простейшие приемы сварки были известны в 7-8-м тыс. до н.э. При изготовлении изделий из бронзы, свинца, серебра или золота применялась так называемая литейная сварка: отдельные детали укладывали в приготовленную земляную форму, нагревали и места соединений заливали заранее приготовленным расплавленным металлом. Детали из железа сваривали, нагревая их в горне, при этом места соединения проковывали; поэтому такая сварка получила название горновой или кузнечной.

Высокого мастерства достигли кузнецы-сварщики в изготовлении орудий труда и оружия во времена средневековья при помощи кузнечной сварки, полагаясь на опыт и интуицию, они изготовляли металл с чередующимися в определенной последовательности слоями твердой стали и мягкого железа. Многочисленные лезвия плугов и мечей были самозатачивающимися. В 18 веке возникло машинное производство. Резко возросла потребность в металлах, металлических сооружениях, средствах транспорта, механизмах, паровых машинах. Понадобились и новые, более производительные, уникальные способы соединения и ремонта металлических изделий.

В конце 18 века итальянский физик А. Вольта создал длительно работающий источник электрической энергии – вольтов столб. Это послужило толчком к применению электричества в сварке. В 1802 году русский ученый В.В. Петров открыл явление электрической дуги и доказал возможность использовать ее для расплавления металлов. В 1841-1842 годах английский ученый Дж. Джоуль и русский ученый Э.Х. Ленц независимо друг от друга сделали открытие: определили количество тепла, выделяющегося в проводнике при прохождении через него электрического тока.

Во второй половине 19 века промышленность получила новые физико-химические средства воздействия на металл, которые начали оттеснять механические инструменты. Явление электрической дуги, открытое русским ученым В.В. Петровым, стало использоваться в прожекторах и специальных лампах для освещения, приборах для выпрямления тока и управления его силой, в металлургии для нагрева и плавления металлов. Русский изобретатель Н.Н. Бенардос в 1881 году изобрел способ дуговой сварки угольным электродом и назвал его в честь древнегреческого бога-кузнеца электрогефестом. Так появилась электродуговая сварка – выдающееся изобретение 19 века. Открытие Н.Н. Бенардоса усовершенствовал его современник Н.Г. Славянов, заменив угольный электрод металлическим плавящимся. Изобретатель предложил применять шлак, который защищал свариваемый шов от попадания в него воздуха, и шов становился более прочным и надежным.

Разработкой новых источников тепла успешно занимались и химики: русский ученый Н.Н.Бекетов, французские ученые Б. Бертло и Ле Шателье. В 1903 году французские инженеры Эдмон Фуше и Шарль Пикар сконструировали первую ацетиленокислородную сварочную горелку и получили на нее патент Германии. Предложенные ими конструкции газосварочных горелок принципиально почти не изменились до настоящего времени. С 1906 года, после появления достаточно надежных конструкций ацетиленовых генераторов, началось промышленное применение ацетиленокислородной сварки для технологического оборудования, газопроводов и других конструкций. В 1911 году комиссия при Министерстве торговли и промышленности России допустила газовую сварку для изготовления паровых котлов, разрешив сварку некоторых неответственных частей котла.

Более интенсивное развитие в России газовая сварка получила в период первой мировой войны. Начиная с этого времени и вплоть до 30-х годов, газовая сварка занимает ведущее положение в сварочном производстве России, а затем и СССР. Поскольку газовая сварка в то время обеспечивала наиболее высококачественные сварные соединения, то с ее помощью выполнялись все ответственные работы. Например, все магистральные нефтепроводы и продуктопроводы в СССР в 1926-1935 годах создавались с применением газовой сварки. В 1912 году появилось толстое электродное покрытие, по существу представляющее собой обертку из синего асбеста, пропитанного жидким стеклом. Преимущество толстого покрытия заключалось в существенных добавках других составляющих, чего не было в тонком покрытии. Электроды с толстым покрытием, пропитанным жидким стеклом, нашли применение в таких важных областях промышленности, как изготовление вооружений и ремонт бойлеров кораблей. Широкое использование толстого флюсового покрытия было обусловлено еще и тем, что оно не только обеспечивало защиту от атмосферного загрязнения, но и создавало легко ионизируемые компоненты, стабилизирующие горение дуги. Этим компенсировался недостаток умения сварщика и повышался шанс получения шва без дефектов. Впервые прочность сварного шва стала равной прочности основного металла.

С внедрением в технику дуговой сварки толстопокрытых электродов появились новые способы дуговой сварки, в это же время были разработаны машины для контактной сварки, после чего на многих производствах газовая сварка постепенно начала вытесняться электрической сваркой. С увеличением использования электрической и вытеснением газовой сварки увеличилось использование кислородной резки. В 30-х годах в связи с дефицитом карбида кальция широкое распространение получила резка с использованием горючих жидкостей, сначала бензина, затем керосина, а в послевоенные годы широко стала внедряться резка с использованием пропан-бутана и природного газа. К концу 1930-х годов в США и СССР разработан способ сварки под флюсом, при котором дуга и расплавленный металл защищены оболочкой из расплавленного флюса и слоем нерасплавленных частиц гранулированного флюса. В 1940 году начата сварка дугой, возбуждаемой вольфрамовым электродом в гелии, хотя идея применения защиты дуги и наплавленного металла от атмосферного загрязнения принудительной подачей газа в зону сварки известна примерно столько же, сколько и покрытый электрод.

В 1948 году был разработан новый процесс с применением защитного газа – дуговая сварка плавящимся электродом в среде защитного газа. Примерно в 1960 году был разработан процесс сварки под флюсом несколькими электродами, при котором используют две или более сварочные проволоки, подающиеся в одну и ту же сварочную ванну. Проволоки могут быть под током либо использоваться в качестве присадки. Такой процесс позволяет увеличить скорость наплавки металла и улучшить эксплуатационную гибкость. 1960-е годы были самым важным периодом, в течение которого разработаны многие процессы сварки плавлением, отличные от вышеупомянутых, которые стали широко применяться во всем мире. В их число входит дуговая сварка порошковой проволокой в защитном газе и без него, электрогазосварка и т. д. В конце 70-х - начале 80-х годов началось освоение газолазерной резки. В то время ее считали наиболее перспективной среди всех способов термической резки. В начале 1980-х годов разработаны и начали применяться порошковые проволоки малого диаметра (1,2-1,6 мм). В начале 20 века сварка стала основным промышленным способом соединения металлических конструкций, заменив во многих случаях клепку и паяние. Процесс сварки совершенствовался и к концу 20 века для сварки стали широко использоваться другие источники энергии: плазма, лазер, взрыв и т.д.

В настоящее время сварка из вспомогательной и ремонтной операции превратилась в ведущий технологический процесс современной промышленности. Сварочная наука поднялась на такую высоту, что в состоянии справиться с разнообразными задачами. Современный мир полностью держится на металле. Без него нельзя построить высокие здания, машины, корабли. Металл применяется повсеместно: в быту, в промышленности, в строительстве. Поэтому специалист по металлу, соединяющий металлические детали в сложные конструкции при помощи электрической сварки, будет нужен всегда.

Подробнее о профессии

Квалификации: Сварщик ручной дуговой сварки плавящимся покрытым электродом; Сварщик частично механизированной сварки плавлением;  Сварщик ручной дуговой сварки неплавящимся электродом в защитном газе

Срок обучения: 2 года 10 месяцев и 1 года 10 месяцев на базе 9 классов

Направление подготовки: Металлургия, машиностроение и металлообработка

Форма обучения: очная.

Финансирование: за счет бюджетных ассигнований.

 Мест на основе договоров об оказании платных образовательных услуг – не предусмотрено

 

Назначение профессии

Осуществление ручной электродуговой и газоэлектрической сварки деталей, узлов и трубопроводов; заваривание деталей и конструкций; подготовка изделий под сварку, зачистка швов после сварки с обеспечением защиты обратной стороны сварного шва.

Должен знать

  • основы электротехники;
  • режимы сварки и правила их регулирования;
  • механические и технологические свойства свариваемых материалов;
  • марки и типы электродов;
  • виды сварных соединений, типы швов и способы их испытания;
  • виды дефектов, способы их предупреждения и устранения;
  • правила техники безопасности при обслуживании электросварочной.

Должен уметь

  • осуществлять ручную электродуговую и газоэлектрическую сварку деталей, узлов и трубопроводов из сталей, чугуна, цветных металлов и сплавов во всех пространственных положениях сварного шва;
  • заваривать дефекты деталей машин, механизмов и конструкций; - готовить изделия под сварку, зачищать швы после сварки.

 

Чему научат?

  • Сварщик должен знать основы оборудования, техники и технологии сварки и резки металлов, основы электротехники, материаловедение, техническое черчение, технологию изготовления сварных конструкций, основы механизации и автоматизации сварочного производства, владеет вопросами охраны труда и перспективы развития профессии.
  • Выполнять однослойную и много- слойную наплавку поверхностей, ручную дуговую сварку, механизированную сварку в углекислом газе, газопламенную обработку металла (сварка, резка), автоматическую сварку, обслуживает сварочное оборудование.
  • Подготавливать металл к сборке и сварке (выполняет слесарные работы), собирает металлоконструкции при помощи прихваток, выполняет электродуговую наплавку, сварку и резку металла, выполняет газовую сварку и резку металла, устанавливает режимы сварки, работает со справочной и технической документацией, читает сборочные чертежи, контролирует сварные швы (выявляет и устраняет дефекты), использует сборочно-сварочные приспособления, инструменты.

 

Профессионально важные качества

  • физическая работоспособность (выносливость);
  • острота зрения;
  • пространственные представления;
  • хорошая координация движений обеих рук;
  • аккуратность;
  • ответственность.

Медицинские противопоказания

Работа не рекомендуется людям, имеющим заболевания опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистые заболевания, астма, гипертония.

 

Перспективы профессии

 Сварочные работы применяются во многих отраслях промышленности. Сварщики трудятся на стройплощадках, создавая конструкции и системы различных коммуникаций, в промышленности, где применяют свой опыт и навыки в машиностроении, кораблестроении и в других областях, таких как, энергетика, нефтеперерабатывающая промышленность, сельское хозяйство. Трудно назвать такой сегмент производства, где не применялся бы труд сварщика.

Сварщик, специалист и мастер своего дела, найдёт себе применение не только в машиностроительной, но и в любой отрасли промышленности.

 

Процесс обучения

 

Год учебного плана Основная образовательная программа Рабочая программа воспитания
2021

- ОПОП 2021

- Учебный план 2021

- Рабочие программы дисциплин (Аннотации к рабочим программам дисциплин)

- Фонды оценочных средств

- Календарный учебный график (3 курс) 302

- Календарный учебный график (3 курс) 307

- Программа ГИА

 

- рабочая программа воспитания

- календарно-тематический план

2022 (ФП «Профессионалитет»)

- ОПОП 2022

-  Модель выпускника

- Рабочие программы дисциплин (Аннотации к рабочим программам дисциплин)

- Акт согласования основной профессиональной образовательной программы

- Учебный план 2022. 9 классов

- Календарный учебный график:

  202

  207

- Фонды оценочных средств

- Методические материалы

- Программа ГИА

- рабочая программа воспитания

- календарно-тематический план

 2023 (ФП «Профессионалитет»)

- ОПОП (АО "Конар") 2023

- ОПОП (ДСТ-Урал) 2023

- Модель выпускника

- Учебный план 2023. ДСТ-Урал

- Учебный план 2023. АО Конар

- Рабочие программы дисциплин (Аннотации к рабочим программам дисциплин) - ДСТ

- Рабочие программы дисциплин (Аннотации к рабочим программам дисциплин) - Конар

- Акт согласования основной профессиональной образовательной программы (ДСТ)

- Акт согласования основной профессиональной образовательной программы (Конар)

- Календарный учебный график:

  102

  107

- Форды оценочных средств

- Методические материалы

- Проект программа ГИА

 

- рабочая программа воспитания

- календарно-тематический план

 

 

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?